Журналистские расследования стали модной вещью о них много говорят, возникает все больше изданий, которые пытаются их делать, и даже таких, которые на них пытаются специализироваться. При этом, что такое расследование, не вполне понятно. Огромный текст на сложную тему про похоронный бизнес, про обналичивание денег или про откаты на госзакупках это расследование? Конечно. А сравнительно небольшой текст про похороны погибших в Украине псковских десантников? Странно не признать это расследованием. А короткая новость про то, что владельцем прибыльного бизнеса стал очередной друг Путина? Наверное, и она тоже. Получается, расследование не столько продукт, сколько способ его производства.
Причем способ довольно дорогой: журналистам и редакторам надо платить зарплату постоянно, а публикации можно ждать год. Для расследований нужен доступ к платным базам данных. А еще бывают командировки. Насколько оправданны такие расходы? Может, и не надо сразу замахиваться на огромные проекты, а стоит сперва ввести расследовательские приемы в обычную редакционную жизнь?
Вот об этих трех вещах жанре, расследовательских приемах и деньгах пойдет речь.
Первый вебинар 30 ноября (скорее для медиаменеджеров): Расследование как способ обнаружения истины. Два основных типа расследования: от общего к частному (давайте посмотрим, как это устроено и что тут есть интересного) и от частного к общему (ах, какой интересный факт, что бы это значило?). Разбор примеров. Почем сегодня расследования? Зарплаты, платные подписки, командировки, сколько примерно на это надо заложить?
Дешево и сердито: можно внедрить расследовательский подход в редакции, не создавая отдел расследований.
Второй вебинар 1 декабря (скорее для журналистов): Расследовательские приемы, которые можно и нужно применять в обычной, нерасследовательской, редакционной жизни. Идеология: надо задавать вопросы. Реализация: где и как искать ответы. Примеры. Обзор простых источников: Google, отчетность компаний и некоммерческих организаций, Росреестр (и как пользоваться им дешево), база госзакупок. Базы корпоративных данных типа СПАРК. На какие темы стоит тратить расследовательские силы, а на какие нет.
Третий вебинар 2 декабря — его проведет Андрей Захаров. Как я это сделал. На примере собственных и не только расследований, практический подход, как устроена «расследовательская кухня».